Детали пушек и лафетов XVI—XVIII вв
В пушке различали следующие детали: внутреннюю часть трубы орудия — канал; переднюю часть — дуло; «усиления» — цилиндры, надетые на трубу; цилиндрические приливы,
Рис. 504. Французские пушкн и их лафеты, XVI в. АВ — казенная часть, или казна; ВС — первое «усиление»; СО — второе «уси
1 — винград; 2 — запальное отверстне; 3 — запальная полка; 4 — пояо у казны (?)} ствольного пояса (?); 10обточка (?) второго «усиления»; 11 — обточка первого лафетная рама; 16 боковые стенки—щеки; 17 — подушка лафета; 18 накидка для талей; 21 — сквозное отверстие в лафете для прохода брюка; 22 рымы для проводкина которых орудие вращалось в вертикальной плоскости — цапфы; часть трубы от цапф до дула — ствол; заднюю часть орудия — казну или казенную часть; прилив на казне — винград; отверстиев трубе рядом с казной, в к(5торое засыпали порох для воспламенения заряда, — запальное отверстие и т. д. Эти и прочие детали орудия показаны на рис. 504, на котором можно видеть и соотношения отдельных деталей.
(а) и английские пушки и их лафеты, XVII в. (Ь):
ление»; DE — ствольный пояс; DF и EF—ствол; AF—длина орудия.
5 — цапфы; 6 дульный вевок; легвант (?); 7 -т дульный обод (?); 8 — дуло; 9 — обод «усиления»; 12 '- ось колес; 13 ~ колеса; 14 •» железные нагелв или шплинты; 15 — цапфы; 19 — болты квадратного сечения; 20 — обухн для крепления пушечных брюка (английский вариант); 23 ™ подушка для подъемного клина; 24 подъемный клин.
Лафеты, или «тележки» , изготовляли из дуба. Они состояли из двух боковых стенок — щек, которые к задней части орудия понижались ступенчато по высоте. Между щеками крепили го ризонтальную доску — раму, а к ней — оси колес. Колеса тоже выполняли из дуба и оковывали железом. В соответствии с поперечной погибью палубы диаметр передних колес был несколько больше, чем задних, поэтому на лафете орудие лежало горизонтально, в передней части рамы между ш,еками находился вертикальный брус — «подушка лафета». Ее верхняя часть имела полукруглый вырез для облегчения подъема ствола. В щеках были вырезаны два полукруглых гнезда для установки цапф орудия. Сверху цапфы удерживали железные накидки полукруглой формы. Отдельные детали лафета скрепляли между собой железными болтами со шплинтами. Дополнительно на лафетах установили рымы для крепления талей.
Английские лафеты были легче французских и не имели рам. Высота орудия на лафете была несколько ниже половины высоты пушечного порта {см. рис. 504, с).